Фильмография:
1948 Мичурин
1952 Садко
1953 Вихри враждебные
1953 Команда с нашей улицы
1954 Анна на шее
1955 Двенадцатая ночь
1955 Судьба барабанщика
1956 Главный проспект
1956 Дорога правды
1958 Ведьма
1958 Отцы и дети
1959 Млечный путь
1959 Фуркат
1960 Трижды воскресший
1961 Две жизни
1964 Ко мне, Мухтар!
1964 Три сестры
1965 Третья молодость
1966 Совесть
1966 Дикий мед
1966 Дядюшкин сон
1967 Фокусник
1968 Длинный день Кольки Павлюкова
1969 Похищение
1969 Старый знакомый
1971 Молодые
1971 Седьмое Небо
1974 Лев Гурыч Синичкин
1975 Семья Ивановых
1977 Есть идея
1978 И снова Анискин
1979 Атланты и кариатиды
1988 Запретная зона
1990 Враг народа Бухарин
1993 Троцкий
1995 Тихий ангел пролетел...
|
ЛАРИОНОВА
Алла Дмитриевна
19.02.1931, г. Москва – 25.04.2000, г. Москва
Народная артистка РСФСР (1990)
ЧАСТЬ 2
Замужество
Они расписались в Минске, где Ларионова снималась в «Полесской легенде», 2
января 1957 года. Рыбников приехал со съемок картины «Высота» 30 декабря и сказал:
«Все, лапуся, идем расписываться!». Она подумала, что он сошел с ума: в праздничные
дни все загсы закрыты, какая же может быть роспись?! Но 2 января все-таки поехали
в ЗАГС.
Регистраторша умудрилась не узнать двух самых популярных артистов советского
кино, сказала: «Заявление надо за месяц подавать, а так, с бухты-барахты, никто
не женится!».
А возле загса эскорт машин, свидетели, гости! Что делать? И тут кто-то вспомнил,
что в Минске есть загс, расположенный как раз напротив кинотеатра, - уж там-то
наверняка Ларионову и Рыбникова знают, а стало быть, пойдут навстречу. Там их
действительно расписали. Это был брак под номером 1 - первый в новом году.
Не обошлось и без курьеза, о котором вспоминала Ларионова: «Регистраторша поставила
в мой паспорт штамп и написала: «После замужества фамилия Рыбникова». Я ей говорю:
«Что же вы наделали! Вы же мне паспорт испортили». Она так удивилась: «Как, разве
вы не хотите взять фамилию мужа?». «Я, - говорю, - ничего не имею против Рыбниковой,
но Ларионова уже состоялась - столько фильмов вышло с моим участием». Тогда она
зачеркнула свою запись и написала: «Исправленному верить». Так я до обмена паспортов
на новые - уже в 70-х годах - и ходила с почерканным паспортом».
В Дом кино на премьеру «Высоты» они пошли уже вдвоем. И когда герой фильма,
которого тоже звали Николай, сказал с экрана: «Ну что, Коля, кончилась твоя холостая
жизнь?», весь зал буквально взорвался аплодисментами.
Семья
Они прожили вместе 33 года... Трудно заглянуть в чужую жизнь, да, наверное,
и не нужно. Ссорились ли они? Конечно. Живые же люди, а в жизни всякое случается,
но до мордобоев, по словам самой Аллы Дмитриевны, не доходило - такой сценарий
не для них. Ревновал ли он ее? А как можно было такую не ревновать?! Ларионова
была красавицей на все времена и всегда нравилась мужчинам. Но если эта ревность
и была, то знал о ней лишь сам Рыбников. Жену же он никогда и ни в чем не упрекал
- ни в прошлых грехах, ни в настоящих.
Они вырастили двух дочерей - Алену и Арину (но ни одна из них не продолжила
актёрскую династию). Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась мама Ларионовой
Валентина Алексеевна. Однажды родители вернулись домой через месяц, одна из дочек
посмотрела на маму и сказала: «Тетя!». Ларионова долго плакала. Тогда в семье
решено было повесить на стенку большие портреты родителей. Бабушка показывала
на них и внушала девочкам: «Это мама, это папа». Закончилось все конфузом. Однажды
Алла Дмитриевна пришла с маленькой Аришкой в детскую поликлинику. И в очереди,
сидя у мамы на руках, девочка вдруг показала на висящий на стене портрет Хрущева
и закричала: «Папа! Папа!». Спасаться от любопытных взглядов пришлось бегством.
Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, ведь
могла сделать в жизни более выгодную партию. Ларионова ответила: «Судьба, значит.
У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью...
А главное, очень любил меня». Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь
укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа».
Алла была не только любимой женщиной Рыбникова - она была его божеством, да и,
наверное, всей его жизнью. «Ну представьте себе, - вспоминает Ларионова, - в Москве
кинофестиваль, на который приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида... А я только
родила, да еще кормящая мать - поправилась, выгляжу плохо, по дому хожу в затрапезном
халате. Говорю ему: «Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!». А он
отвечает: «Ты что, с ума сошла? Ты лучше!». Я всегда была для него лучше всех.
Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином...».
«После поездки на Кубу у Николая появилась кинокамера, - вспоминала Алла Дмитриевна.
- Безумно редкая для нас в те годы "игрушка". И он так загорелся: дочек
снимал чуть ли не ежеминутно - и дома, и на улице, и в гостях... Очень много снимал
в семье наших друзей Бондарчуков: их дочку Аленку. Я была ее крестной матерью,
а Ирина Скобцева - крестная нашей младшей Ариши. То, что я решилась родить двоих
детей, в актерской среде считалось чуть ли не подвигом, - не раз говорила Алла
Дмитриевна. - Правда, если б не моя мама, не знаю, как бы мы с Колей справились...
Но я очень рада тому, что они у меня есть. Жаль вот только, что дочки по нашим
стопам не пошли: одна работает на телевидении, другая окончила полиграфический
техникум... Но, может, это и к лучшему: мы ведь с Колей в своей профессии всегда
были людьми крайне зависимыми от чужой воли...»
Встречи с зарубежными коллегами
Алла Ларионова много ездила и по миру, и по стране: «И океан больше десяти
раз пересекала! А фестивали всегда привносили в нашу жизнь фейерверки эмоций.
Представляете, что было, когда в Советском Союзе впервые прошла Неделя французского
кино, когда приехали Жерар Филип, Даниель Дарье, Николь Курсель?!.. А потом с
ответным визитом послали в Париж нас. , ,
, , Владлен Давыдов, ну и я...»
Рассказывают, что у Аллы Ларионовой был роман с Жераром Филипом... «Ох уж эти
слухи! - не раз парировала актриса. - Да, мы симпатизировали друг другу. Он спросил,
как меня зовут, потом с трудом произнес по-русски: "Алла Ларионова"
и, указывая на себя пальцем, сказал: "А я - Жерар Филип". Однажды я
назвала его "Жерарчик", а он в ответ: "Алчик". На прощальном
приеме он написал на ресторанном меню такие строки: "Со мной сидит блондинка
в платье голубом, и я в нее влюблен". Он мне нравился, он очаровывал. Но
ближе к моему идеалу был Жан Габен, с которым, к сожалению, я не была знакома.
Он в те годы был уже далеко не молод. Но в нем чувствовалась мужская сила. А это
очень важно для женщины. Еще школьницей я увидела его в картине "У стен Малапаги".
Этакий гриб-боровик... Я безумно его любила».
Аллу Ларионову часто в шутку называли специалистом по Южной Америке. Она исколесила
ее вдоль и поперек. Как-то в Бразилии перед просмотром фильма она сидела с Сергеем
Бондарчуком в кинозале. К ним подошла по тем временам необычно одетая - в брюках!
- черноволосая женщина.
«Я знаю, вы русские, - сказала женщина. - Мне интересны ваши фильмы. А это
твой жених? - И она показала на Сергея. Потом мы узнали, что это была сама Анна
Маньяни - королева итальянского кино».
Как-то в Аргентине Алла Ларионова была с показами «Садко». На прощальном банкете
к столику подошла невысокая светловолосая женщина. Она остановилась и в пояс,
по-русски поклонилась: «Я подошла, чтобы выразить свой восторг вашей красотой!
- сказала она. - Вас нельзя не заметить!.. Я - Мэри Пикфорд».
«Я вскочила со стула как ужаленная. Боже! Я столько о ней слышала! Потом она
рассказывала о своих впечатлениях от посещения нашей страны, когда снималась в
картине «Поцелуй Мэри Пикфорд», где ее партнером был . Говорила, что на всю жизнь запомнила искренность, сердечность и
доброту, с которой ее принимали в России... На прощание Мэри Пикфорд подарила
мне свое фото - самый дорогой для меня подарок, который я привезла из Аргентины».
Из воспоминаний Ирины Скобцевой-Бондарчук
Вот что вспоминает об Алле Ларионовой Ирина Константиновна Скобцева-Бондарчук,
народная артистка России:
«С Аллочкой мы никогда вместе не снимались. Но я очень долго находилась под
впечатлением от ее игры, красоты, женственности после «Анны на шее». И помню одну
деталь, очень личную. Когда меня зачислили в штат Театра-студии киноактера, мы
еще не были с ней знакомы. Я пришла туда в первый раз и увидела возле большого
зеркала в гардеробе Аллу. Она поправляла платок на шее, потом достала из сумочки
духи «Кристиан Диор - Ма Гриф»... И весь ее облик в те минуты: пепельные волосы,
роскошные глаза, вздернутый носик и аромат «Ма Гриф» соединились в моем восприятии
Аллы. И первое, что я себе купила, выехав за границу, - духи «Ма Гриф»...
А некоторое время спустя мы подружились семьями. Мы жили в одном доме у метро
«Аэропорт». Ходили друг к другу в гости, крестили друг у друга детей... Еще наши
мужчины играли в шахматы. И здесь настойчивость и упрямство Бондарчука схлестывались
со вспыльчивостью Рыбникова. У Сергея расчет был на стратегию и тактику, у Коли
же - на стремительность и темперамент. Тем не менее, ему редко удавалось переиграть
Бондарчука...
Коля и Алла были одной из самых счастливых семейных пар, какие я только знаю.
Алла за Колей была как за каменной стеной. И я с белой завистью смотрела на то,
как Коля устроил быт и взял на себя многие из тех обязанностей, которые в нашей
семье лежали на моих плечах. Вы бы видели, как он отделал их новую пятикомнатную
квартиру! Таким мужчиной, да и вообще этой парой, невозможно было не восхищаться».
Дальнейшая работа в кино. 60-е – 70-е годы
Судьба распорядилась так, что актриса попала в кино в тот пери¬од, который
критики прозвали грустным словом «малокартинье». Поэтому и киноработ у нее немно¬го,
но, безусловно основные ее роли - в картинах классического репертуара - стали
событием в истории советского кино. Но в 60-е годы главных ролей в костюмных фильмах
кинодиве больше не предлагали.
Ларионова по-прежнему снималась, не пренебрегая даже эпизодическими ролями.
Оказалось, что этой красавице вполне под силу и роли характерные, требующие немилосердного
изменения внешности. «В фильмах, - вспоминала Алла Дмитриевна, - я перевоплощалась,
как того требовала роль. Например, в картине «Дикий мед» (1966) меня вообще сделали
дурнушкой. Я перед съемкой носик припудрю, губки с ресничками подкрашу, а режиссер
придет, из лужи грязи зачерпнет в ладонь и мне этой грязью по лицу. И в кадр.
Чтобы, значит, жизненной правды добиться. Фильм-то о войне, где моя героиня -
фронтовой корреспондент. Я на съемках и в лужах валялась, и в окопах ползала,
а вокруг танковые атаки, гарь, взрывы, смрад. Конечно, тут уж не до красоты было».
С этой ролью у Аллы Дмитриевны была связана смешная история. Одетая и загримированная,
она столкнулась в коридоре киностудии с Рыбниковым. Сначала они ехали вместе в
лифте, потом он заглянул в комнату, которую занимала творческая группа картины.
Ларионова подошла сзади и измененным голосом сказала: «Николай Николаевич, звонила
Алла Дмитриевна, просила вам передать, что обед в холодильнике». Он повернулся,
посмотрел, поблагодарил и... пошел прочь. Жену он не узнал.
В 70-х годах творческая карьера Рыбникова и Ларионовой пошла на спад. На смену
им пришли другие молодые красивые актёры, но надежды вернуться в кино они не теряли.
Были какие-то картины, но все они в основном проходили незамеченными и Алла Дмитриевна
практически оставила кино. Наверное, это был сознательный шаг - ведь красота и
молодость уже ушли.
Когда актрису спрашивали о несостоявшихся ролях, она отвечала: «Я жалею только
об одном: мне не дали сняться в фильме Чарли Чаплина». Чаплин очень хотел снять
Аллу Ларионову, но даже великий режиссёр и актер не смог пробить» косность советских
чиновников от кинематографа.
Смерть Николая Рыбникова
В последние годы жизни Рыбников очень тяжело переживал отсутствие работы: в
ролях сталеваров и монтажников-высотников его уже не снимали - потребности в таких
образах не было, а на возрастные роли он психологически перестроиться не мог,
а может быть, и не хотел. Он начал выпивать. Полнел и время от времени вынужден
был садиться на диету. Но ролей все равно не было...
Незадолго до смерти Рыбникову предложили роль в англо-русском фильме. Он очень
обрадовался, похудел, начал учить роль на английском языке. Но, к сожалению, ничего
из этого не получилось... Николай Николаевич чувствовал себя все хуже, перенес
на ногах микроинсульт. Он умер так же тихо, как и жил, 22 октября 1990 года -
просто не проснулся. И Ларионовой надо было привыкать жить одной...
Жизнь без мужа
Она пережила мужа почти на 10 лет. Оставаться в доме, где все напоминало о
Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру
у метро «Новослободская» на двухкомнатную хрущевку. Переехать-то переехала, а
вещи долго разобрать не могла - так они и стояли в коробках, и подружки грозились
прийти и, выдворив хозяйку за дверь, навести порядок. А Ларионова просто не успевала
заняться домом - вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и колесила по стране со спектаклем «Деньги, коварство и любовь»,
где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Говорят, она
искала спасения в работе. Возможно. Но, скорее всего, сидеть без дела, предаваясь
воспоминаниям, просто не могла.
Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек.
Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли
ее ласково - Мусиком. Много курила, а вот выпить любила чуть-чуть - для настроения.
Она не позволяла себе расслабиться, всегда выглядела ухоженной, элегантно и со
вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину - это всегда в отличие от домашнего
хозяйства было любимым ее занятием.
У нее всегда жили собаки - стоило умереть одной, как тут же заводили другую.
Только одну, карликовую болонку Каплю, пришлось отдать. Собака, которую Ларионовой
подарили на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!», считала Аллу Дмитриевну своей собственностью
и никогда с ней не расставалась. Даже когда актриса была за рулем, собака сидела
у нее на плече. Однажды на крутом повороте Капля просто выпала в окно. Пока болонка
ревновала Ларионову к мужу и даже рычала на него, ее терпели. Но когда Капля стала
кусать детей, с ней пришлось расстаться.
Рядом с пятиэтажкой, в которой жила Ларионова, построили многоэтажный дом.
Она очень хотела получить в нем квартиру, и в Моссовете ей пообещали - все-таки
знаменитая актриса. А потом чиновники запросили 30 тысяч долларов... У нее не
было таких денег: актриса жила очень скромно - на пенсию чуть больше 500 рублей.
Говорят, Наина Ельцина предлагала помощь, но Алла Дмитриевна отказалась.
Она умирала дважды
Вообще-то, она умирала дважды. Возвращаясь с гастролей на самолете, вдруг почувствовала
себя плохо и потеряла сознание. Ее уложили в проходе между креслами, дали нитроглицерин,
который нашла в ее сумочке Нонна Мордюкова, расстегнули воротник блузки. Не сразу,
но она вернулась... Говорят, что когда Ларионова открыла глаза, актриса Валентина
Титова предложила: «Алла, сними парик (в последнее время Ларионова его носила),
легче будет!». Но актриса прошептала: «Если умирать, то только в парике!». Когда
самолет приземлился, в аэропорту его встречала машина "скорой помощи":
летчики передали на землю, что Алла Ларионова умерла. Ей сказали тогда, что это
добрая примета и жить она теперь будет долго-долго...
Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. За несколько
дней до смерти Алла Дмитриевна получила в подарок жука-скарабея и очень обрадовалась
доброй примете, сказала: «Я сейчас во все верю, мне так нужно здоровье!». Накануне
в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла спать,
как обычно, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова
умерла во сне от обширного инфаркта. Ей было 69 лет. Говорят, что такая смерть
уготована только праведникам и ее надо заслужить...
Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия почти год. Дочери, перепуганные
тем, что мама не появилась у врача, к которому собиралась, и не отвечает на телефонные
звонки, бросились к ней домой. Алла Дмитриевна лежала в постели на боку, свернувшись
калачиком, будто спала. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем
Рыбниковым.
P. S. 19 февраля 2001 года ей должно было бы исполниться 70 лет. В день рождения
Аллы Дмитриевны, на доме, где прошли последние годы ее жизни (Банный переулок,
дом № 7), была открыта мемориальная доска. Инициатором этого события стала Гильдия
актеров кино России.
НАЧАЛО НА ПРЕДЫДУЩЕЙ СТРАНИЦЕ
Автор – Гончар Наталья Станиславовна
Использованные материалы:
Бахарева Т. 16 фактов из жизни Аллы Ларионовой. // Факты (Украина). – 27 апреля,
2000. – С. 15.
Рыбчинская Ю. Смотреть «Девчат» ходили семьями // Экран недели (Украина). - №
50. – 2002. – С. 6 – 7.
Юрьева Э. Алла Ларионова испортила свой паспорт фамилией «Рыбникова» // ТВ Парк
(Украина). - № 45 (219). – 1999. – С. 6.
Грабенко Л. Николай Рыбников так ревновал Аллу Ларионову, что хотел повеситься.
На что Сергей Герасимов ему сказал: "Это ж додуматься надо - вешаться из-за
жабы!" // Бульвар (Украина). - № 16 (495).- 2005. - http://www.bulvar.com.ua
Заруцкая Н. Алла Ларионова: несколько слов из несостоявшегося разговора. Последнее
интервью первой красавицы советского экрана. // Субботник. - № 25 (72) 30 июня
2001. - http://saturday.ng.ru
Кретова И. В память Аллы Ларионовой // www.film.ru
Алла Ларионова. Биография // Кино Ru. - http://top.list.ru
Эратова М. О ней мечтал Голливуд…// Сельская жизнь.- № 12. – 2005. - http://www.prazdnikinfo.ru
Дорофеев В. Алла Ларионова: вместо интервью // Литсовет. - 2003. - ttp://www.litsovet.ru
|